Утверждаю
Директор
МКОУ«Лакинская ООШ им. Д.А.Раджабова»
_____________Рамазанов Ф.Ф.
01.09.2021г.
Учебный план
Муниципального казённого
общеобразовательного
учреждения
«Лакинская основная
общеобразовательная
школа
им. Д.А.Раджабова»
на
2021-2022 учебный год
Общие положения
Учебный план МКОУ «Лакинская ООШ им. Д.А.Раджабова»
– документ, который определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной
деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся.
1.2. Учебные планы образовательных организаций Республики
Дагестан, реализующих основные общеобразовательные программы
начального общего, основного общего и среднего общего образования
(далее - образовательные организации), формируются в соответствии с
требованиями:
Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом
Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312
(далее - ФБУП-2004);
Федерального компонента государственных образовательных
стандартов общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об
утверждении
федерального
компонента
государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования» (далее - ФКГОС) Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее - ФГОС
начального общего образования);
Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее
1.1.
- ФГОС основного общего образования) (для V-VIII классов
образовательных организаций.
Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253;
перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий,
которые допускаются к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего,
основного общего,
среднего общего образования,
утвержденного приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 09.06.2016 № 699;
Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее - СанПиН
2.4.2.2821-10).
Учебный план является частью образовательной программы
образовательной организации. Образовательные организации
разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС
начального общего и основного общего образования и с учетом
примерных основных образовательных программ начального общего
и основного общего образования, в соответствии с ФКГОС и ФБУП2004. Учебный план образовательных организаций на 2021/2022 учебный
год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму
образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10, и
предусматривает:
4- летний нормативный срок освоения образовательных программ
начального общего образования для I-IV классов;
5- летний нормативный срок освоения образовательных программ
основного общего образования для V-IX классов;
1.3. Учебный год в образовательных организациях начинается
01.09.2021.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного
плана образовательной организации, состоящего из обязательной части и
части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно
в совокупности превышать величину недельной образовательной
нагрузки,
установленную СанПиН 2.4.2.2821-10.Образовательная
недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели.
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и
факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать
на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом
факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать
перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:
для обучающихся I классов - 4 урока и один раз в неделю 5 уроков за
счет урока физической культуры;
для обучающихся II-IV классов - 5 уроков и один раз в неделю 6
уроков за счет урока физической культуры;
для обучающихся V-VI классов - не более 6 уроков;
для обучающихся 8-9 классов - не более 7 уроков.
Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким,
чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в
астрономических часах): во П-Ш классах - 1,5 ч., в IV-V классах - 2 ч., в
VI-VIII классах - 2,5 ч. Режим работы по шестидневной учебной неделе
определяется образовательной организацией в соответствии с СанПиН
2.4.2.2821-10.
1.4. В целях реализации основных общеобразовательных программ
в соответствии с образовательной программой образовательной
организации осуществляется деление классов на две группы:
при реализации основных общеобразовательных программ начального
общего и основного общего образования при проведении учебных занятий
по «Иностранному языку» (II-VIII классы), «Технологии» (V-VIII классы),
а также по «Информатике и ИКТ» («Информатике»), «Физике» и «Химии»
(во время проведения практических занятий) при наполняемости VII-VIII
классов 25 и более человек; при проведении занятий по родному языку в
образовательных организациях, в которых наряду с русским языком
изучается родной язык (1—4 классы)
1.5. При организации обучения в очно-заочной и (или) заочной формах
учебные планы должны быть основаны на требованиях ФГОС начального
общего и основного общего образования или ФБУП-2004. Уменьшать
количество обязательных учебных предметов запрещено. Соотношение
часов классно-урочной и самостоятельной работы обучающихся
определяется образовательной организацией самостоятельно.
1.6. Образовательные организации для использования при реализации
образовательных программ выбирают:
учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования (приказ
Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253);
учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в
перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий,
которые допускаются к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования (приказ
Минобрнауки России от 09.06.2016 № 699).
Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными
изданиями определяется исходя из расчета:
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме,
достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого
обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в
обязательную часть учебного плана основных общеобразовательных
программ;
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме
или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного
предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету,
входящему в часть, формируемую участниками образовательных
отношений, учебного плана основных общеобразовательных программ.
Организация,
осуществляющая
образовательную
деятельность,
самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная
учебная неделя). Для учащихся 1 классов максимальная
продолжительность учебной недели составляет 5 дней.
Продолжительность учебного года при получении начального
общего образования составляет 34 недели, в 1 классе — 33 недели.
Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять
менее 2904 часов и более 3345 часов.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не
менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся
в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные
каникулы, с 14 по 20 февраль.
Продолжительность урока составляет:
в 1 классе — 35 минут;
во 2—4 классах —45 минут (по решению образовательной
организации).
Основная образовательная программа начального общего
образования в I-IV классах реализуется через учебный план и внеурочную
деятельность с соблюдением требований санитарно-эпидемиологических
правил и нормативов.
ФГОС НОО устанавливает не только обязательные учебные
предметы, но и обязательные предметные области.
К учебным предметам федерального компонента учебного плана
отнесены 10 учебных предметов: русский язык, литературное чтение,
иностранный язык, математика, окружающий мир, изобразительное
искусство, технология, музыка, физическая культура, основы
религиозных культур.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений,
представлена следующим образом:
Во 2,3,4 классах по 1 часу используется для изучения предмета
«Окружающий мир»
Во 2,3,4 классах по 1 часу «математика»
В рамках ФГОС осуществляется проектная деятельность по
предметам (русский язык, математика, окружающий мир).
Основная образовательная программа начального общего
образования может включать как один, так и несколько
учебных
планов. Формы организации
образовательной
деятельности,
чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации
основной образовательной программы начального общего образования
определяет образовательная организация.
Учебный план и план внеурочной деятельности являются
основными организационными
механизмами реализации основной
образовательной программы.
Учебный
план
определяет
перечень,
трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных
предметов, формы промежуточной аттестации обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений. (Соотношение
80/20% соответственно)
Обязательная часть учебного плана определяет состав
учебных
предметов обязательных предметных областей, которые
должны быть реализованы во всех имеющих государственную
аккредитацию образовательных организациях, реализующих основную
образовательную программу начального общего образования, и учебное
время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Приказом
Минобрнауки РФ от 31 декабря 2015 года №№ 1576,1577,1578 во ФГОС
начального общего, основного общего и среднего общего образования
внесены изменения, предусматривающие выделение отдельных
самостоятельных предметных областей по русскому языку и литературе,
родному языку и литературе с целью реализации в полном объеме прав
обучающихся на изучение русского языка, родного языка, включая
русский язык, из числа языков народов Российской Федерации. В
соответствии с ФГОС начального общего и основного общего
образования предметная область
«Родной язык и литературное
чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература»
являются обязательными для изучения.
Часть
учебного
плана,
формируемая
участниками
образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных
потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного
плана внутри максимально допустимой недельной нагрузки, может быть
использовано:
на проведение учебных занятий для углубленного изучения
отдельных обязательных учебных предметов;
на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные
интересы обучающихся, в том числе этнокультурные (занятия по курсам
«Культура и традиции народов Дагестана», «Дагестанская литература»)
Организация образовательной деятельности по основной
образовательной программе начального общего образования может быть
основана на дифференциации содержания с учетом образовательных
потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное
изучение отдельных учебных предметов, предметных областей основной
образовательной программы начального общего образования.
В учебный план IV класса включен 1 час в неделю (34 часа в год)
на изучение учебного предмета «Основы религиозных культур и
светской этики» (далее - ОРКСЭ). Выбор модуля, изучаемого в рамках
учебного предмета ОРКСЭ, осуществляется родителями (законными
представителями) обучающихся. Выбор фиксируется протоколами
родительских собраний и письменными заявлениями родителей
(законных представителей) обучающихся. На основании произведенного
выбора формируются учебные группы вне зависимости от количества
обучающихся в каждой группе. Возможно формирование учебных групп
из обучающихся нескольких классов или формирование учебных групп из
обучающихся нескольких образовательных организаций в рамках
сетевого взаимодействия.
Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных
детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут
разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей
(законных представителей) индивидуальные учебные планы.
Часть,
формируемая
участниками
образовательных
отношений, представлена следующим образом: по 1 часу на изучение
родного языка и родной литературы в 1классе;
Во 2,3 классе по 1 часу родная литература,1 час используется на
изучение предмета «родной язык» (лезгинский) с целью углубленного
обучения учащихся родному языку, с целью сохранения родного
языка, культуры и обычаев.
В 4 классе 1 час на родной язык.
План внеурочной деятельности образовательной организации
определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем
внеурочной деятельности для обучающихся при получении начального
общего образования (до 1350 часов за четыре года обучения) с учетом
интересов обучающихся и возможностей образовательной организации.
Учебный план для начальной школы включает для каждого класса
по 1 часу в 1 классе (ШАХМАТЫ) и во 2,3,4 классах по 2 часа (шахматы,
художественный кружок).
Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и
утверждает план внеурочной деятельности. Время, отведенное на
внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально
допустимой
недельной
нагрузки
обучающихся.
Допускается
перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в
пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в
течение учебного года.
В 2021-2022 учебном году в 5-8 классах всех общеобразовательных
организаций Республики Дагестан продолжается реализация ФГОС ООО.
В соответствии с ФГОС ООО количество учебных занятий за 5 лет
не может составлять менее 5267 и более 6020 часов.
Учебный план основного общего образования обеспечивает
введение в действие и реализацию требований ФГОС основного общего
образования, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных
предметных областей по классам (годам обучения). Основная
образовательная программа основного общего образования может
включать как один, так и несколько учебных планов.
Учебный
план
образовательной
организации
должен
предусматривать
возможность
введения
учебных
курсов,
обеспечивающих
образовательные
потребности
и
интересы
обучающихся.
Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных
детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут
разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей
(законных представителей) индивидуальные учебные планы.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений. (Соотношение
70/30% соответственно)
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей для всех имеющих государственную
аккредитацию
образовательных
организаций,
реализующих
образовательную программу основного общего образования, и учебное
время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания
образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей
обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического
коллектива образовательной организации.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, может предусматривать (при наличии учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ основного
общего образования):
увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение
отдельных учебных предметов обязательной части;
введение
специально
разработанных
учебных
курсов,
обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных
отношений, в том числе этнокультурные;
другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной
деятельности обучающихся.
Организация образовательной деятельности по основным
образовательным программам основного общего образования может быть
основана на дифференциации содержания с учетом образовательных
потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное
изучение отдельных учебных предметов, предметных областей основной
образовательной программы основного общего образования.
Количество изучаемых иностранных языков, в том числе в
образовательных организациях с углубленным изучением иностранного
языка и гимназиях, устанавливается по выбору образовательной
организации. Изучение учебного предмета «Технология» в V-VIII классах
построено по модульному принципу с учетом возможностей
образовательной организации. Обязательный минимум содержания
основных образовательных программ учебного предмета «Технология»
изучается в рамках следующих направлений: «Индустриальные
технологии» («Технология. Технический труд»); «Технологии ведения
дома» («Технология. Обслуживающий труд»); «Технология. Каждое
направление включает базовые и инвариантные разделы. Выбор
направления обучения не должен проводиться по гендерному признаку, а
должен исходить из образовательных потребностей и интересов
обучающихся.
Изучение учебного предмета «Технология» возможно, как по
одному или двум направлениям, так и по модульному принципу в
сочетании двух направлений. При изучении учебного предмета
«Технология» по модульному принципу количество часов, отведенных на
изучение модулей и(или) тем, определяется рабочей программой учителя.
В направление «Индустриальные технологии». Не допускается замена
учебного предмета «Технология» учебным предметом «Информатика».
В рамках обязательной технологической подготовки обучающихся
VIII класса для обучения графической грамоте и элементам графической
культуры в рамках учебного предмета «Технология» обязательно
изучение раздела «Черчение и графика» (в том числе с использованием
ИКТ).
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» (далее - предметная область ОДНКНР) обязательна для
изучения в соответствии с ФГОС основного общего образования и
предусматривает знание обучающимися основных норм морали,
культурных традиций народов России, формирование представлений об
исторической роли традиционных религий и гражданского общества в
становлении российской государственности.
Так как предметная область ОДНКНР является обязательной
предметной областью, в учебном плане образовательной организации
необходимо предусмотреть для ее изучения 1 час в неделю (34 часа в год)
в V классе за счет части учебного плана, формируемой участниками
образовательных отношений. Приказом Минобрнауки России от
31.03.2014 № 253 определены учебники, которые используются при
изучении предметной области «Основы духовно-нравственной культуры
России». В то же время для данной предметной области в стандартах не
прописаны составляющие ее учебные предметы, что позволяет изучать ее
на данном этапе: 1) занятия по предметной области ОДНКНР,
учитывающие региональные, национальные и этнокультурные
особенности региона России, включенные в часть учебного плана,
формируемую участниками образовательных отношений; 2) включение в
рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
других предметных областей тем, содержащих вопросы духовнонравственного воспитания;3) включение занятий по предметной области
ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы
воспитания и социализации обучающихся.
Таким образом, образовательная организация самостоятельно
принимает решение относительно состава, структуры обязательной
предметной области ОДНКНР по классам
В дополнение к изучению предметной области ОДНКНР в рамках
учебного плана также возможна ее реализация во внеурочной
деятельности. Принятие решения о реализации предметной области
ОДНКНР, а также решения о выборе учебно-методического обеспечения
предметной области ОДНКНР, включение учебных модулей, содержащих
вопросы духовно-нравственного воспитания, в учебные предметы других
предметных областей относится к компетенции образовательной
организации.
Библиотечный фонд образовательной организации при реализации
основной образовательной программы основного общего образования
должен
быть
укомплектован
печатными
и
электронными
информационно-образовательными ресурсами по всем предметам
учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными
приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической
литературой и материалами, дополнительной литературой.
План
внеурочной
деятельности
обеспечивает
учет
индивидуальных особенностей и потребностей, обучающихся через
организацию внеурочной деятельности.
План внеурочной деятельности определяет состав и структуру
направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на
уровне основного общего образования (до 1750 часов за пять лет
обучения, в год - не более 350 часов) с учетом интересов обучающихся и
возможностей образовательной организации.
Учебный план для основной школы включает для каждого
класса по
1 часу , с 5 по 9 класс ( ШАХМАТЫ).
Содержание занятий в рамках внеурочной деятельности должно
формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей
(законных представителей) и осуществляться посредством различных
форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких как
художественные, культурологические, филологические, хоровые студии,
сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, юношеские
организации, научно-практические конференции, школьные научные
общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно
полезные практики, военно-патриотические объединения и т.д.
Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и
утверждает план внеурочной деятельности. Время, отведенное на
внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально
допустимой
недельной
нагрузки
обучающихся.
Допускается
перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в
пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в
течение учебного года.
Обязательными учебными предметами на базовом уровне являются
«Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика»,
«История»,
«Физическая
культура»,
«Основы
безопасности
жизнедеятельности», а также интегрированные учебные предметы
«Обществознание».
По решению общеобразовательной организации обязательный
учебный предмет «История» может изучаться как интегрированный и
включать разделы «История России» и «Всеобщая история» или в
качестве двух отдельных обязательных учебных предметов «История
России» и «Всеобщая история» как на базовом (2 часа в неделю).
Интегрированный учебный предмет «Обществознание (включая
экономику и право)» на базовом уровне включает разделы «Экономика» и
«Право», которые могут преподаваться как в составе данного учебного
предмета, так и в качестве самостоятельных учебных предметов. На
профильном уровне «Обществознание», «Экономика» и «Право»
изучаются как самостоятельные учебные предметы в зависимости от
выбранного профиля.
Обязательный учебный предмет «Физическая культура» изучается в
объеме 3 часа в неделю на базовом уровне.
Количество изучаемых иностранных языков, в том числе в
образовательных организациях с углубленным изучением иностранного
языка, устанавливается по выбору образовательной организации. В случае
выбора учебного предмета «Второй иностранный язык» на его изучение в
учебном плане предусматривается не менее 2 часов в неделю.
В рамках изучения учебного предмета «Искусство (Музыка и ИЗО)»
допускается
как
изучение
отдельных
учебных
предметов
«Изобразительное искусство» и «Музыка», так и интегрированный курс
«Искусство» (34 часа в год). Приказом Минобрнауки России от 31.03.2014
№ 253 определены учебники, которые используются при изучении
учебного предмета «Искусство (Музыка и ИЗО)», в том числе при
изучении учебного предмета «ИЗО» в VIII классах, при изучении
учебного предмета «Музыка». Не допускается замена учебного предмета
«Искусство (Музыка и ИЗО)» учебным предметом «Мировая
художественная культура». Изучение учебного предмета «Мировая
художественная культура» возможно за счет часов компонента
образовательной организации при наличии учебных пособий,
выпущенных организациями, установленными приказом Минобрнауки
России от 09.06.2016 № 699.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений,
представлена следующим образом:
В 5 классе 3 часа используется для изучения русского языка и 2
часа литературы, по 1 часу на родной язык (лезгинский) и
литературу.
В 6 классе 2 часа используется на изучении русского языка и 1
час на литературу, по 1 часу на родной язык и литературу.
В 7 классе 1 час используется на изучении русского языка, и по
1 часу на родной язык и литературу.
В 8 классе по 1 часу используется для изучения родного языка и
литературы, по 0,5 для изучения Истории Дагестана, КТНД.
В 9 классе по 0,5 используется для изучения Географии
Дагестана, КТД, Истории Дагестана.
Библиотечный фонд образовательной организации должен быть
укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями
(включая учебники и учебные пособия), методическими и
периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые
образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам
(модулям).
Освоение общеобразовательных программ, обеспечивающих
углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных
областей основной образовательной программы среднего общего
образования, осуществляется в режиме шестидневной учебной недели.
Формы промежуточной аттестации в пояснительной записке учебного
плана ООП ООО
Проведение промежуточной аттестации обучающихся в организации
регламентируется положением о формах, периодичности и порядке текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по
основным общеобразовательным программам.
Объем времени, отведенного на промежуточную аттестацию обучающихся,
определяется календарным учебным графиком каждого уровня общего
образования на 2021–2022 учебный год.
Формы проведения и учебные предметы, выносимые на промежуточную аттестацию,
представлены в таблице:
Учебный
предмет
Формы промежуточной аттестации
Тес Диктан Сочинени Контрольна Творчески Подготовк Защита
Учет
т
т
е
я работа
й экзамен а реферата проект текущих
а
достижени
й
Русский язык
+
Литература
Родной язык
+
+
Родная
литература
Иностранный
язык
+
+
История России
+
Всеобщая
история
+
Обществознание
География
+
+
Математика
+
Алгебра
+
Геометрия
+
Информатика
Химия
+
+
Биология
+
Физика
+
Изобразительное
искусство
Музыка
+
+
Технология
+
Физическая
культура
Основы
безопасности
жизнедеятельност
и
+
+